Что такое поведенческие факторы ранжирования?
Поведенческие факторы (ПФ) – это группа факторов ранжирования сайта в поисковых системах, отражающая поведение среднестатистических посетителей сайта. К ним относятся любые действия, совершаемые посетителями: клик, заход на страницу, просмотр, переход со страницы на страницу, заказ/покупка товара, подписка на рассылку, шеринг в соцсетях и т.д.
- Влияют на ранжирование страницы или сайта в поисковиках по ключевым запросам;
- отражают релевантность страницы поисковым запросам;
- синоним ПФ: пользовательские метрики.
Источником информации о поведении посетителей служат веб-аналитика – например Google Analytics и Яндекс.Метрика. Браузеры, например, Google Chrome, тоже собирают подробную информацию о поведении посетителей любого сайта. SERP также является источником данных о ПФ.
Результат анализа поведенческих факторов отражается в поисковой выдаче: в топ попадают те сайты, которые больше нравятся посетителям (они дольше сидят на них, посещают больше страниц, делают больше заказов, меньше отказов, заходят на сайт повторно через закладку в браузере и т.д).
Для Яндекса ПФ более важны чем для Google.
Назовем основные поведенческие факторы
(условно их можно разделить на «хорошие» и «плохие»):
- Bounce rate, или показатель отказов – соотношение числа посетителей, не перешедших на другие страницы сайта к общему количеству посетителей сайта в % отношении. Если посетитель посетил не более одной страницы сайта и провел на ней не более 15-20 секунд – это считается отказом. Можно сказать, что эта метрика показывает, какая доля посетителей не стала покупателями.
- Возврат к повторному поиску по тому же самому ключевому запросу (если пользователь зашел на вашу страницу, не нашел для себя нужного и вынужден искать это на других сайтах, значит ваш ответ на его запрос был не полным, некачественным, не релевантным) – возможно, вы неправильно работали с семантическим ядром и ключевыми словами.
- Время, проведенное на сайте. Чем оно дольше – тем интереснее сайт для юзера, он пользуется перелинковкой, переходя со страницы на страницу. Значит, контент качественный и интересный, пользователь читает тексты до конца, смотрит видео и т.д.
- Глубина просмотра сайта – показывает насколько сайт интересен в целом, а не только какие-то его отдельные страницы.
- Источники трафика – откуда приходят на сайт новые пользователи. Какова постоянная аудитория сайта? Чем выше процент повторных посетителей по отношению к новым, тем качественнее сайт и тем выше он поднимется в выдаче. Если посетитель сделал закладку и с нее повторно заходит на ваш сайт – это однозначно «плюс в карму».
- Индекс CTR (click through rate) – соотношение клики/просмотры, умноженное на 100. Важность сниппета: релевантный, привлекательный для пользователя сниппет кликается чаще. Если уделить внимание правильному составлению title, description, позаботиться о качестве контента – это заметят пользователи и учтет поисковик.
- Посещаемость сайта – количество новых пользователей, посетивших ваш сайт за единицу времени. Другими словами, это показатель популярности сайта среди пользователей по данному ключевому запросу.
- Шеринг в соцсетях, показатель цитируемости (социальные сигналы). Если люди делятся ссылкой на ваш сайт – это успех, ваш сайт интересен и нужен. Установка кнопок соцсетей на вашем сайте даст приток подписчиков. А поисковики среагируют на это, повысив оценку качества вашего веб-ресурса.
Взаимосвязь ПФ и конверсии
Поведенческие факторы влияют не только на позицию сайта в поисковой выдаче, но и на коэффициент конверсии (соотношение числа посетителей, выполнивших определенные целевые действия на сайте – например, сделавших заказ, покупку – к общему числу посетителей в процентном отношении). Между ними существует взаимосвязь обоюдная: чем выше конверсия, тем лучше обстоят дела с ПФ. И наоборот – улучшение поведенческих факторов увеличивает конверсию.
Как улучшить показатели поведенческих факторов?
Высокая скорость загрузки страниц и повышение юзабилити сайта – вот способы улучшить поведенческие факторы, поднять сайт в выдаче и добиться роста конверсии. Удобная структура, понятная навигация, качественный дизайн, интересный и полезный контент – это поможет удержать посетителя на сайте и даст преимущество перед конкурентами. Обязательно уделите внимание мобильной версии сайта: если она недостаточно удобна для пользователя, ее необходимо оптимизировать.
Грамотная SEO-аналитика покажет те направления, где можно существенно повлиять на ПФ и улучшить ситуацию, добившись большей конверсии для вашего сайта и повышения в поисковой выдаче.
Некоторые владельцы сайтов прибегают к накрутке поведенческих факторов. Такие манипуляции могут быть распознаны Google-ботом и вместо повышения в выдаче вы получите понижение. Не стоит пытаться обмануть – лучше поработать над качеством вашего веб-ресурса. Это оценят потребители и заметят поисковые системы.