

Как сохранить и развивать бизнес во время войны?
Первый шок от войны прошел, жизнь в новой реальности продолжается. Без сомнений, первый вопрос, стоящий перед украинским малым и средним бизнесом — как помочь армии. Сейчас, когда каждый делает максимум возможного для помощи как нашим защитникам, так и пострадавшим от российской оккупации гражданским людям, многие задумываются о дальнейшей судьбе своего бизнеса, работе, сфере деятельности в целом.
Отрасль маркетинга и рекламы радикально пострадала от войны буквально с первого дня. Можно утверждать, что во многих агентствах жизнь просто остановилась 24 февраля. Реклама потребительских товаров, гаджетов, услуг стала ненужной в один момент. Так что вопрос — как найти новые возможности для бизнеса во время войны? — встал очень остро. Ведь надо зарабатывать, содержать семьи, поддерживать армию и экономику страны и наполнять налогами государственный бюджет.
На третьем месяце войны мы видим, что SMM и таргетированная реклама в соцсетях все же существуют, хотя и в совершенно ином виде, чем до войны. Реклама одежды и потребительских товаров с украинской символикой и патриотическими принтами широко распространена, и спрос на такие вещи немалый. Также заходит реклама доставки продуктов питания от местных производителей и непродовольственных товаров, входящих в перечень первоочередных ежедневных потребностей (лекарства, одежда, косметика, хозяйственные товары и т.д.)
IT-бизнес, нацеленный на иностранного заказчика, пострадал во время войны гораздо меньше. Клиенты из США, Европы продолжают давать заказы и оплачивать услуги. Особое преимущество в том, что выполнять работы IT-бизнес может удаленно, с любой точки, лишь бы был интернет. Поэтому многие внутренне перемещенные люди продолжают работать по IT-специальностям.
Практически не потеряли работу веб-дизайнеры, графические дизайнеры, ориентированные на иностранных заказчиков. А процент зарубежных заказчиков был очень значителен для таких специалистов и до войны: в частности, разработка сайтов украинскими специалистами высоко ценится на Западе за высокое техническое качество и незаурядную креативность наших профессионалов.
Бизнес во время войны: какие направления реально развивать?
Даже во время военного положения можно и нужно гибко реагировать на новые реалии. Важно не сидеть сложа руки и искать новые приложения своим деловым качествам и профессиональным талантам, активно включаться в возрождение экономики страны, создавать стартапы, для которых, кстати, вскоре мы увидим льготные условия кредитования, зарубежные гранты от наших стран-партнеров и другие новые возможности.
Где, в какой сфере экономики можно заработать деньги во время войны: проанализируем тенденции
- Отмечаем глобальное смещение в сторону гуманитарной сферы. Прежде всего, это производство базовых продуктов питания. Аграрный сектор и переработка – вот на чем держится жизнеобеспечение в сложные времена. Особенно актуально производство дешевых продуктов: основной набор простых продуктов ежедневного потребления.
- Торговля также постепенно набирает обороты, поскольку производимую продукцию необходимо доставить к потребителю. Даже несмотря на то, что ассортимент наиболее востребованных потребительских товаров существенно сократился и изменился. Во время войны розничная торговля продуктами питания является критической инфраструктурой.
- Сфера общепита меняется в сторону именно обеспечения потребностей людей в готовой пище по доступной цене. При возможности организации доставки в конкретном городе — на эту услугу также есть спрос.
- Логистика — еще одна критическая область, без которой сложно представить жизнь большого города. Поскольку количество складов, промышленных объектов, полностью или частично разрушенных в результате бомбардировки во многих регионах является значительным, бизнес занимается переносом своих точек в другие, безопасные места, пригодные для использования.
- Еще одно направление, где можно найти работу, создать стартап и начать зарабатывать деньги во время войны — создание логистических распределительных терминалов, налаживание работы логистических хабов, направленных на восстановление разрушенных войной экономических связей и развитие новых цепочек поставок товаров (прежде всего продовольственных), материалов (строительных, сырьевых) как для населения, так и для мелкого бизнеса.
- Гуманитарная сфера и строительство: это то, что станет в первую очередь востребованным на территориях, возвращающихся к мирной жизни. Если есть возможность и человеческий ресурс для организации такого рода бизнеса, следует сосредоточить усилия именно здесь.
Как найти работу во время войны?
Пока еще рано ожидать, что бывший рынок интернет-маркетинга быстро восстановится в Украине, поэтому многим, занятым ранее в этом секторе, изменения направления деятельности не избежать.
Для специалистов в сфере интернет маркетинга, рекламы лучшим решением является ориентация на удаленную работу на зарубежных заказчиков. Украинские агентства стали еще более активно предлагать свои маркетинговые услуги на рынок США, Европы и даже Азии. В первую очередь идет переориентация на англоязычный сегмент (в частности, SEO на англоязычный рынок очень востребовано), а также активизируется спрос на специалистов со знанием польского, испанского, немецкого языка, восточных языков.
Искать партнеров и клиентов за рубежом — это реальный выход для собственников бизнеса, возможность сохранить персонал и даже в определенной степени толчок к развитию, к освоению новых рынков.
Потенциал есть, ведь украинские маркетинговые агентства могут предложить конкурентную цену. Главное условие – знание иностранных языков, специфики и законодательства стран, с которыми начинаете налаживать сотрудничество. И желание быть успешным, развиваться, не упасть под гнетом тяжелых жизненных обстоятельств.